Открыт набор        

На курсы февраль-март 2025:
«Стратегии сложных переговоров/управленческие поединки»
- до 15.02

«Стратегии маркетинга в сложном окружении»
- до 15.02

«Эффективный менеджер»
- до 15.02

«Управление организацией и персоналом»
- до 01.03

«Управление маркетингом»
- до 01.03

«Проектный менеджмент»
- до 01.03

«Выездная школа "Стратегия"»
- до 21.03

«Выездная школа "Вызов менеджеру"»
- до 21.03


Записаться

Позвонить:

+7-964-858-99-70

Статьи

Краткий обзор статьи «Эффективные инструменты для оценки дебиторской задолженностью»

 

Автор  – Александр Попов

В любой организации всегда существует проблема дебиторской задолженности, и от того как выстроит компания свою политику в отношении к покупателям, зависит уровень процента «замороженных» средств.

Первый вариант – работа по абсолютной предоплате и с отсутствием каких-либо рассрочек. Дебиторская задолженность будет приближена к нулю, но количество потенциальных клиентов будет неизменно страдать. Второй вариант – работа с большими отсрочками, но и большими рисками потери ликвидности организации. Чтобы не стать заложником ни одной из этих крайних ситуаций, стоит рассмотреть варианты правильного прогнозирования дебиторской задолженности.

В первую очередь, необходима система непрерывного мониторинга задолженности, во-вторых, прописанные правила выбора контрагентов, которым можно или нельзя предоставлять отсрочку платежей. В- третьих, четкая система работы с дебиторами. Зачастую, в организациях полномочия и обязанности по управлению задолженности делятся между бухгалтерией, финансовым отделом, юристами, что, как правило, приводит к появлению зон, за которые никто не несет ответственности, либо наоборот – часть работы дублируется.

Для анализа текущего состояния дебиторской задолженности, можно составить следующую таблицу:

Таблица 1. Дебиторская задолженность по срокам возникновения, руб.

Наименование

Всего на конец года

В том числе по срокам образования

До 1 мес.

От 1 мес. до 3 мес.

От 3 мес. до 6 мес.

От 6 мес. до года

Более года

Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги

 
 
 
 
 
 

Прочие виды задолженности всего, в том числе:

 
 
 
 
 
 

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

 
 
 
 
 
 

Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами

 
 
 
 
 
 
Расчеты с персоналом
 
 
 
 
 
 
Прочие виды задолженности
 
 
 
 
 
 
Всего
 
 
 
 
 
 
Доля, %
 
 
 
 
 
 

При помощи таблицы 1 можно сделать анализ «возрастной» структуры дебиторской задолженности и выявить просроченные обязательства. При помощи такой таблицы легко контролировать качество задолженности в целом и в разрезе отдельных групп. Таким образом, можно отследить наиболее проблемные места компании.

Достаточно важно делать анализ по срокам погашения задолженности. В данном анализе не нужно учитывать сумму предоплаты, в расчет берется только та сумма, которая оплачена непосредственно в месяц отгрузки. Такая информация позволяет достаточно точно прогнозировать будущие денежные потоки, и, соответственно, снижать риск отсутствия ликвидности.

Еще один простой и эффективный анализ – АВС – анализ. Он построен на принципе Парето: за большое число результатов отвечает небольшое количество причин. Более популярно оно в формулировке - «правило 20 на 80». То есть, это обозначает, что 80 процентов дебиторской задолженности создано за счет 20 процентов должников.

Исходя из метода АВС, всех должников необходимо разбить на группы. В первую групп «А» входят наиболее проблемные дебиторы, с наибольшей величиной дебиторской задолженности. Группа «Б» представляет собой среднее количество контрагентов со средней величиной задолженности, и группа «С» - это основная масса клиентов, с минимальной задолженностью.

Именно после такого ранжирования, наиболее удобно и правильно использовать для анализа те методы, которые были описаны ранее.

Учет и контроль за дебиторской задолженностью должен быть построен таким образом, чтобы исключить зоны безответственности и зоны дублирования работы. Необходимо, чтобы каждый участник понимал свою сферу и сроки исполнения работы.

 
За информацию выражаем благодарность журналу «Финансовый директор».

 

 

« Вернуться к списку статей