КУРС RS13 «Развивающее управление
и закономерности развития организаций»
Этот образовательно-исследовательский курс ориентирован на философствующих менеджеров высшего звена, занятых в процессах управления развитием компаний и стратегического планирования, сознающих ценность опоры в решениях на законы и закономерности развития, склонных к аналитике, выходящей за пределы наблюдаемых явлений бизнеса.
Курс изучается как курс по выбору в рамках Программы MBA «Стратегия» после изучения курса «Стратегия», а также может изучаться как самостоятельный учебный модуль.
Содержание курса
Подробнее о курсе – в проекте А. Теслинова «Живая Параллель».
- развитие как «игра» фактов: феномены современной фазы развития бизнес-среды; очевидная линия развития организаций; освоенные бизнес-решения по развитию организаций; дилеммы «развитие и совершенствование», «развитие и изменения»; мозаика явлений, сопровождающих существование и развитие организаций; проблема понимания закономерностей развития; управленческий соблазн развитием; феномены-аналоги развития живой и растительной природы, культур, духовных структур; проблемы постижения развития как объективного явления; обоснование иллюзорности явлений развития; конструктивные логики понимания объективного «механизма» развития организаций;
- объективные закономерности развивающих перемен в организациях: представительные фундаментальные концепции развития; источники и «механизмы» развития; объективные свойства развивающих изменений или конструктивная диалектика организационных изменений — непрерывность, полярность, предельность, игра явлений и тенденций, гармония и дисгармония развития, асимметрия организационных перемен, ритмика и цикличность перемен и др.; практичные следствия из понимания «механизма» и свойств развития; предопределенность и вариантность путей развития, неизмеримость, принципиальная бесцельность, временная конкретность в бесконечности; функциональное и методное развитие организаций; неравновесие компании как условие развития; закономерность отставания осознания перемен от реальности; незавершенность перемен; ограниченность условий для уместного вмешательства в развитие;
- выведение законов и рецептов развивающего управления: правила-рецепты поведения в развивающейся бизнес-среде — опора на иррациональное. Культ гибкости. Игра между полюсами (приспособление — перестроение). Конструктивность спонтанности. Работа с альтернативами. Пересечение границ и устранение разрывов. Синтез противоположного. Работа с ограничениями, «разрывами» в способностях, с ментальными моделями, с «тонким» (с событиями). Отказ от управления. Управление по типу джаза; правила — законы развивающего управления — Законы непрерывности, поляризации, сдерживания, причинности, дополнения, вариантности и другие; правила-принципы развивающего управления — принцип целого, проявления, свободы, аналогии, динамической гармонии, преодоления и другие. Логика закономерного расширения свобод организации в ходе развития.
Процесс обучения
Курс ведется по технологии «живой параллели» в виде интеллектуального исследовательского путешествия (экспедиции) группы студентов под руководством ведущего (тьютора) по одной-двум малознакомым странам, специально выбранным для освоения программы. Материал курса разворачивается на примерах развития живой природы, этносов, культур, духовных структур, способов ведения бизнеса в незнакомых условиях в виде реальных наблюдений признаков развития, проведения аналогий с развитием организаций и выведением управленческих следствий.
В ходе экспедиции участники ведут дневники наблюдений, проводят ежедневные постановочные и рефлексивные сессии, выводят практические следствия из «живой параллели».
По итогам путешествия выполняются письменные работы с обобщением результатов реальных исследований закономерностей развития в применении к собственной управленческой практике развивающего управления организацией.
Технология «живой параллели»
Технология «живой параллели» — это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший на традициях компаративистских подходов к постижению сложной реальности.
В основу этого вида обучения положена технология обучения на практике, приобретаемой обучающимися в ходе наблюдения и исследования реальных примеров инаковой деятельности и развития живых, естественных целостностей (животного и растительного миров, этносов, стран, духовных и деловых союзов, организаций и пр.) и выведения значимых для управленческой практики закономерностей. Обучение в этой технологии представляет собой специально организованную практическую, конструктивную философию, осуществляемую на живых примерах, на прямых «параллелях» между аналогами деятельности и развития.
Эта технология приобретает наибольшее развитие в современных условиях быстрорастущего знания, которое обгоняет появление рецептов успешной деятельности и которое может быть получено лишь на основе самостоятельного и специально организованного наблюдения за реальностью и конструктивного сопоставления различных, разнородных условий ее проявления.
Успешность технологии определяется выбором объектов наблюдения, уместных аналогов для сравнительного анализа разнородных практик, методического выведения закономерностей и управленческих следствий. В усиление этих компонентов технологии к каждой группе студентов назначается ведущий (тьютор), который организует исследовательский и образовательный процесс на основе специальных методик.
«Технология «живой параллели»:
- это реальные путешествия в малознакомые для студентов страны и территории вместе с тьютором (тьюторами);
- это ежедневные наблюдения инаковой реальности — деятельности, ведения бизнеса, культуры, уклада, повседневного быта людей, развития животного и растительного миров;
- это проведение содержательной «параллели» между разными реальностями ради самостоятельного выведения конструктивных закономерностей и практических следствий, значимых для профессионального роста студентов.
Основные компоненты и подходы, заложенные в основу технологии обучения
Для повышения эффективности обучения в технологии используется комплекс подходов к образованию, ориентированный на потребности взрослых студентов, менеджеров. Его основные элементы:
- Принципиальное сближение обучения с практической деятельностью студента — обучение на основе сравнения различных реальностей, вовлечения в учебный процесс практического опыта студентов, задействования их личностных качеств.
- Использование активных методов обучения в ходе исследовательских интервенций в малознакомые условия деятельности и существования.
- Целостное использование особенностей обучения взрослых людей, которые уже обладают профессиональным и жизненным опытом.
- Помещение студентов в необычные и, возможно, экстремальные условия ради испытания их навыков, личностных свойств, стилей поведения
- Развитие творческих способностей студентов, умения принимать решения в неординарных условиях.
- Обучение умению самостоятельно добывать знание на основе прогрессивных мыслительных стратегий
Метод обучения в технологии «живой параллели» основан на идее развития навыков постановки, организации и проведения самостоятельного исследования сложной реальности ради выведения актуального для практики каждого студента знания. Этот метод создает условия для освоения подходов к построению самообучающейся организации
Внешние особенности метода обучения
- Целенаправленный выбор объектов исследования и примеров для «живой параллели»
- Длительное путешествие в малознакомых условиях и незнакомых территориях в составе исследовательской команды
- Выходы за пределы комфортных условий существования ради реального освоения новых состояний
- Целенаправленное, организованное наблюдение реальных примеров деятельности
- Постановка исследовательских задач в ходе ежедневной интенсивной практики и условий длительного путешествия
- Специально организованный сравнительный анализ явлений из конкретной управленческой практики студентов и явлений наблюдаемой реальности
- Пребывание в ситуациях, близких к экстремальным, для задействования и испытания личностных качеств и навыков
- Взаимообучение.
- Обязательное выведение конструктивного знания на основе обобщения результатов экспедиции
Основные выгоды для студента, предоставляемые данной формой обучения
- Эффективное обучение на живых примерах
- Выведение универсального знания, превосходящего краткосрочные рецепты
- Уникальная практичность обучения.
- Высокий уровень личностного задействования, задействования личного профессионального и житейского опыта и расширения арсенала инструментов успешного поведения в размытых, неопределенных ситуациях
- Высокая степень эмоциональной вовлеченности в процесс обучения
- Получение дополнительных возможностей (деловые связи, консультации, освоение новых форм жизнедеятельности и др.).
Итоги обучения
Продолжительность курса – 3 месяца. Он является одним из семи курсов по выбору в рамках изучения Программы MBA «Стратегия».
По окончании курса студент получает зачет соответствующих дисциплин по Программе и Удостоверение о повышении квалификации или Сертификат ЛИНК.